Главная Рус Eng

    Компании

Как и где искать инвестора?

15 июля 2010


Сергей Богуславский, член Гильдии маркетологов России, генеральный директор ЗАО «Форум инвестиционных проектов»:

Рано или поздно практически каждый руководитель, будь то маститый предприниматель или начинающий бизнесмен, задумывается о том, как найти деньги на развитие существующего или организацию нового бизнеса. Для этого существуют два способа: получить в кредит в банке под определённый процент, зачастую под залог активов предприятия, или найти инвестора, который вложит деньги в Ваш инвестиционный проект на определенных условиях.

Банку деньги необходимо будет вернуть, да ещё и с процентами, а с инвестором можно поделиться будущей прибылью или долей в создаваемом объекте. Кроме того, инвестор ещё и примет на себя часть рисков реализации проекта. Финансирование инвестором, конечно же, выглядит более привлекательным вариантом для бизнесмена.

Начинать поиск инвестора необходимо с оформления бизнес-идеи в презентабельном и понятном потенциальному инвестору виде. Это может быть инвестиционное предложение, меморандум или презентация проекта, технико-экономическое обоснование или полноценный бизнес-план проекта. Все эти материалы, по сути, обеспечивают следующую задачу - донести до инвестора необходимую информацию по вашему проекту, которая, кроме собственно описания проекта, содержит анализ рыночной ситуации и конкурентного окружения, финансово-экономическую оценку проекта, оценку рисков вложения и предлагаемые условия инвестирования. Запомните: неграмотно подготовленное и неполное предложение не привлечет внимания целевой аудитории (инвесторов).

После оформления своей бизнес-идеи надлежащим образом - самостоятельно или с привлечением консалтинговых компаний - можно начинать поиск инвестора, состоящий из следующих этапов:

1. Определение целевой группы инвесторов. 
Если Ваш бизнес находится в начальной стадии развития (start-up), т. е. кроме идеи, патента и единственного опытного образца продукции ничего нет, инвесторы, как правило (если это не ваши партнеры или друзья), не желают разделять риски начальной стадии с правообладателем. Поэтому в этом случае лучше обратиться в кредитную организацию.

Если ваш проект уже запущен, но производство пока небольшое, компания в стадии становления, прибыли ещё нет или она небольшая, но бизнес-план показывает хорошую доходность в перспективе, целевая группа гораздо шире. Это могут быть как частные инвесторы, так и фонды прямых инвестиций или венчурные фонды.

Если ваш бизнес находится в стадии зрелости и роста, прибыль стабильна, компания крепко занимает свою нишу на рынке - тогда к финансированию следующего этапа развития компании можно привлекать институциональных инвесторов (банки и фонды).

2. Представление проекта потенциальным инвесторам. 
После того, как вы определили целевую группу инвесторов, необходимо сосредоточиться на представлении им своего инвестпроекта. Представлять проект можно как публикацией в различных СМИ, в том числе с использованием интернета, так и прямой рассылкой обращений потенциальным инвесторам.

Для первичного ознакомления инвестора с предложением используют форму резюме инвестиционного проекта - краткое изложение бизнес-идеи с основными экономическими показателями и предлагаемыми условиями инвестирования.

Информацию об инвесторах, осуществляющих финансовые вложения как на территории России, так и за рубежом, а также площадки для публикации своих предложений можно легко найти в интернете. Для этих целей я рекомендую интернет-портал - Форум инвесторов и международных инвестиционных проектов (ФИМИП). Это уникальный интернет проект, оптимизированный для поиска инвесторов и подбора высокоэффективных проектов, а также для презентации успешно реализованных проектов. На страницах этого интернет проекта многие предприниматели уже нашли своих инвесторов.

За рубежом для поиска людей, которые могут профинансировать новый проект, пользователи зачастую используют социальные сети. В нашей стране социальные сети, несмотря на большую аудиторию, пока не так интенсивно используются для рекламы бизнес-идей и, следовательно, не пользуются вниманием со стороны инвестиционных компаний.

3. Проведение переговоров с заинтересованными лицами. 
Как правило, до проведения переговоров происходит этап телефонного и e-mail общения, во время которого заинтересованный инвестор уточняет детали вашего инвестпроекта, получает дополнительные материалы и выдвигает встречные предложения.

Если ваше предложение вызвало интерес у инвестора и он готов встретиться для проведения переговоров, как следует подготовьтесь к этой встрече. До представления всех материалов по проекту заключите соглашение о конфиденциальности, подготовьте презентацию своей компании и меморандум инвестпроекта, наглядно оформите условия сделки. На этапе переговоров желательно, а при обсуждении и заключении сделки обязательно привлечение юриста со стороны предпринимателя.

После успешного проведения переговоров наступает этап оформления сделки с инвестором, а затем - совместная реализация инвестиционного проекта, но это уже другая история...


И напоследок несколько типичных ошибок начинающих бизнесменов:

• Наиболее частая ошибка при оценке своего бизнес-проекта - чересчур позитивная оценка будущих прибылей, в частности, занижение размера затрат и завышение размера дохода от реализации. Это может происходить вследствие ошибочного анализа рынка, возможно, нового и незнакомого предпринимателю, а также при неверной оценке рисков сопровождающих проект, как экономических, так и политических. Высокая оценка будущих прибылей приведет к завышению финансово-экономических показателей проекта, но вызовет настороженность потенциального инвестора, который умеет считать деньги.

• Начинающие бизнесмены нередко формируют материалы по проекту, делая акцент на своих интересах, без понимания интересов инвестора. А ведь инвестиционные компании, в первую очередь, интересуют прибыль, рентабельность инвестиций, сроки реализации и окупаемости, риски, контроль над управлением, имиджевая составляющая.

• Зачастую публикуя инвестпредложение, предприниматель ограничивается форматом объявления: «Привлеку инвестиции в таком-то размере в такой-то проект сроком на столько-то лет». Такое объявление просто не будет замечено инвестором в массе таких же предложений, необходимо давать в сжатом виде такую информацию, которая позволит потенциальному инвестору оценить риск своих вложений.

• Недооценка конкурентов и рисков, связанных с предполагаемыми партнерами, переоценка спроса - типичные просчеты при формировании бизнеса. Необходимо внимательно изучать тенденции рынка, следить за действиями и планами конкурентов, не забывать про партнеров - естественных монополистов (энергетики, газовики, ЖКХ и пр.) и строить грамотную маркетинговую политику. Создавать сегодня то, что уже завтра будет востребовано потребителями, и чего не смогут им предложить конкуренты - вот путь успешного бизнес-проекта.

• Неверное местоположение - вот причина провала многих, казалось, успешных проектов. Правильно оценить местоположение и найти бизнес, тяготеющий к этому месту, целое искусство. Факторы, влияющие на оценку, - бизнесы на смежных территориях, наличие потребителей, отношения администрации к развитию отрасли и т. п.

• Предусмотреть все расходы невозможно, зачастую бизнес требует дополнительных затрат в самый непредвиденный момент - учитывайте это при составлении бизнес-плана. Стартовый капитал тратьте расчетливо, не формируйте большой штат в начале проекта.

• Бывает, что предприниматель, идя на поводу у инвестора, выпускает бразды правления проектом не оставляя себе даже блокирующий пакет голосов. В этом случае бизнесмен должен быть готов к тому, что его бизнес-идея может кардинально поменяться, и он ничего с этим сделать не сможет. Внимательно выбирайте партнёров по бизнесу, выстаивайте сделку таким образом, чтобы в будущем избежать патовых ситуаций.

Статья опубликована портале BRAINITY.RU

RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Георгий 27 октября 2010 17:55
Юрию:

Если в России не удается найти компанию с необходимым опытом работы, значит, надо искать за рубежом.
У меня был инвестиционный проект, где с российской концепцией не удалось продвинуть его, а когда архитектурно-строительную концепцию выполнили немцы - проект пошел, нашелся инвестор. Правда, инвестор потом кардинально изменил проектные решения, но это уже детали.

юрий, георгию 26 октября 2010 19:53
согласен.
но что делать если я реализую проект в иной области, например, в альтернативной энергетике. на рынке России нет легальных аналогов РАО ЕЭС. и не будет пока. и нет опыта положительной реализации подобных инвестиционных проектов.

Георгий 19 октября 2010 11:35
Юрию:
Целиком и полностью поддерживаю "печь хлеб должен пекарь". Соответственно, для реализации инвестпроекта нужно искать подходящую управляющую компанию с опытом работы. Но как выбрать эту компанию?
Я считаю, что основополагающими для управляющей компании, которую Вы будете нанимать, должны быть следующие признаки:
1. опыт работы в девелоперском бизнесе не менее 3-х лет;
2. наличие успешно завершенных инвестиционных проектов;
3. наличие собственных действующих инвестиционных проектов, а не только объектов под управлением;
4. наличие собственной организации-Заказчика, желательно так же наличие собственной организации-Генподрядчика;
5. для этих организаций, соответственно - членство в СРО;
6. желательно наличие собственного агентства недвижимости.

юрий 16 октября 2010 15:21
мы живем в век специализации, кто-то умеет печь хлеб, а кто-то не умеет совсем.
данная статья предлагает печь хлеб всем, независимо от умения, наличия рецепта и желания.
не лучше ли тем, кто хочет получить хлеб, обратиться к тем, кто умеет это делать? за определенное вознаграждение он сможет получить хлеб и сэкономить время.
предлагаемый в статье путь возлагает ответственность за привлечение капитала только на инициатора проекта. не надо забывать о его текущей деятельности, об отсутствии необходимых навыков, опыта, грамотности, иногда просто времени!!!
в 90% случаев, без знания специфики рынка, он просто потратит время (3-5 лет). в 7%- получит печальный опыт, начав работать не с теми компания, в 2%- через 3-5 лет после начала поискаи инвестора наконец встретит его и не сможет соответствовать его требованиям (за время поиска, он потратил значительные средства, его проект потерял актуальность, частично реализован, значительно изменились параметры проекта и т.д.)...
в 1%- он окажется счасливчиком, сразу же встретит тех, кто тоже имеет только желание реалиовать его проект.
есть способ повысить процент "счастливчиков", у каждого инвестора (крупного), есть доверенные инвестиционные консультации (компании, которые выполняют работу под него). если клиент имеет представление, кто может ему помочь, в его полномочиях сделать выбор: потратить несколько тысяч долларов сша на то, чтобы консультанты подготовили с первого раза проект так, чтобы он был принят, или несколько лет скитаться в поисках инвестора.
это заблуждение, что крупные инвесторы любят сами работать с инициаторами проектов, что им нравится наблюдать, как они делают одни и те же ошибки, как они не могут связать слов на презентации, что им не жалко времени на оказание таких услуг безвозмездно, что им нравится уезжать от очередного инвестора без подписанного инвестиционного соглашения.

еще большее заблуждение считать, что путь к крупному инвестору-прямой и открытый как палка. это как устроиться работать в Газпром, вроде бы могут все, а получается у избранных!!

Сергей Михайлович 5 октября 2010 14:33
УРА!!!
Я нашел инвестора, спасибо Вам! Правда, условия грабительские:
если доходность будет ниже 30% годовых, я плачу проценты из расчета 30% годовых, если выше - плачу, как получится.

Александр 5 октября 2010 13:52
Особое значение имеет привлечение инвестиций в регионы страны.


Обсуждение завершено