Главная Рус Eng

    Компании

Россия не является приоритетным рынком для Китая

11 января 2011

Алексей Александрович Маслов, директор Центра стратегических исследований Китая Российского Университета Дружбы Народов, заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики, доктор исторических наук, профессор.

1964 г. рождения. Окончил Институт Стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1986).  Востоковед, ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах ШОС. Действительный член Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), Европейской Ассоциации китаеведов, Американской Ассоциации историков. Свободно владеет английским, китайским, французским языками. Автор 15-ти научных монографий, многочисленных научно-популярных книг по ушу, более ста научных статей, посвященных вопросам истории и традиций культуры стран Восточной Азии, изданных на английском, китайском, французском и русском языках.









- Ваше мнение, Алексей Александрович, Китай готов инвестировать в российскую экономику? 

- Да, последние несколько лет Китай активно ищет места для капиталовложений. И тому есть свои причины. До недавнего времени Китай довольствовался экспортом своих товаров, теперь бизнесменам из Поднебесной прямой и простой экспорт не всегда выгоден. Растёт зарплата китайских рабочих. К тому же поставка товаров в другие страны связана с транспортными расходами. Всё это влияет на прибыль. Неслучайно сегодня Китай размещает многие не самые важные заказы в других странах: Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. Китай готов к тому, что однажды цены на китайские товары достигнут такого уровня, когда они станут не конкурентоспособными относительно, допустим, малайских товаров.

Вот почему в последние годы Китай стремится активно инвестировать деньги в зарубежную экономику. В период кризиса 2008-2009 гг. года он вложил десятки миллиардов долларов в американскую экономику. Тогда же начал вкладывать и в российскую экономику.  Хотя Россия вовсе не является для него приоритетным рынком.

- Почему?

- Постараюсь объяснить. С одной стороны, у нас, конечно, очень большой товарооборот с Китаем. Думаю, в этом году мы выйдем на цифру в 60 миллиардов долларов (кстати, это аналогично нашему товарообороту со всей Европой). Но часть этой суммы - весьма «сомнительного» происхождения, не случайно недавно была озвучена цифра, что поставки  на 25 миллиардов - это серый импорт.

С другой стороны, если, допустим, попросить китайских бизнесменов составить список стран, с которыми им интересно вести бизнес, то Россия окажется где-то на 8 месте. На первом, естественно, США, далее Япония, Германия, Великобритания, Канада, Австралия, Корея и лишь потом - Россия.

Если посмотреть на то, что пишут о бизнесе в России китайские газеты и что обсуждают китайцы в чатах, можно заметить, что в первую очередь их волнует защита своих капиталов на российской территории. Китайские бизнесмены, поработавшие в разных странах, привыкли к тому, что там существует система, защищающая в равной степени как национальный капитал, так и «пришлый», в том числе и китайский. Китайских бизнесменов не устраивает непрозрачность ведения бизнеса в России и то, что финансовые инвестиции юридически плохо защищены.

- Получается, китайский бизнес не пойдёт в Россию, пока не будут изменены какие-то законы?

- С большими деньгами - пока нет. Но не правильно говорить, что с законами в России что-то не так. С законами в России всё нормально.  Правда, несколько лет назад китайские бизнесмены требовали для себя каких-то специальных правовых актов по защите своих интересов, но им быстро объяснили, что никто не будет давать им какие-то специальные преференции.

Но сегодня можно говорить о том, что инвестиционный климат в России меняется. Важным моментом стало подписание в 2009 году премьер-министрами России и Китая плана совместного развития территорий Западной Сибири и Дальнего Востока.  Там, конечно, есть вещи нереальные, декларативные, но есть и вполне реальные.

Любопытен сам факт: Россия впервые подписывает договор с другой страной по совместному развитию российских территорий. Конечно, в некоторой перспективе это позволит чисто технически возродить промышленность в этих районах, но сам этот документ - свидетельство того, что Россия признаёт, что не в состоянии сделать этого без китайской помощи.

При этом беря на себя подобные обязательства, Россия загоняет себя в тупик. У Китая есть огромные финансовые ресурсы для инвестиций, есть и политическое стремление расширяться, прорастать в другие страны. Если по каким-либо причинам Россия будет тормозить, Китай всё равно продолжит выполнять взятые на себя обязательства.  А это приведёт к тому, что Россия будет вынуждена отдать под контроль Китая целые области и сферы промышленности.

Этот документ, подписанный руководителями стран, создаёт по своей сути ту юридическую базу, о которой просила китайская сторона, - для защиты своего бизнеса по отдельным проектам. Сам договор не плох и не хорош, - он просто отражает сложившуюся реальность. А она сегодня такова, что Россия без помощи Китая поднять Дальний Восток не способна.

- Но ведь известно, что Дальний Восток интересует Китай лишь как сырьевое эльдорадо, чтобы выгребать нефть, уголь, дерево? Или это не так?

- Вы правы, но такова ситуация. Главная проблема Китая - нехватка энергоресурсов для развития своей промышленности. Собственные запасы Поднебесная исчерпает к 2020 году, а к 2030 году, чтобы поддержать развитие Китая, возможно, не хватит энергоресурсов всего мира. Китай - это вызов миру. Если он не сможет решить свои проблемы в области энергетики, это будет его крах.

Надо понимать, что Китай - не инновационная страна. Китай ворует и копирует чужие технологии, но своих явных инноваций у него нет, да, впрочем, они ему и не нужны. Если у Поднебесной есть деньги, чтобы купить чужие инновации, зачем развивать свой start-up с нуля.

Что касается энергоресурсов, то более 60% промышленности Китая базируется на угле. И ему очень нужен наш уголь! Конечно, постепенно Китай переходит на нефть, - ведь нефть по КПД лучше, чем уголь, - но в этом случае Россия не является его основным партнером. Есть Казахстан. Есть нефть Персидского залива, где она хоть и дороже, но лучшего качества. Прорвавшись к энергоресурсам России, Китай решит многие свои проблемы. Иными словами, Китаю от России в практическом смысле не надо ничего, кроме энергоресурсов! Поэтому большое число китайских компаний - мелких и средних - стремится в Россию, чтобы взять их. Россия, как известно, подписала с Китаем договор о крупных поставках 15 млн. тонн нефти в год в течение 20 лет в обмен на кредит в 25 миллиардов долларов. Но это не подарок, не спонсорство, не капиталовложение, это - кредит, и его придётся отдавать.

Теперь по поводу китайских денежных инвестиций в Россию. У Китая свой, особый путь инвестиций. Он основан НЕ на том, чтобы создавать совместные предприятия и в равных долях получать прибыль. Китай стремится взять под свой контроль любую потенциально прибыльную бизнес-сферу, сделать её китайской. Это не означает, что в подобном случае в Россию хлынут толпы китайцев, - китайским бизнесменам достаточно купить контрольный пакет, разместить новые станки, обучить российских рабочих - и спокойно получать прибыль.

Постарайтесь понять логику китайского бизнесмена. С его точки зрения, российское производство неэффективно по многим причинам: устаревшее оборудование, плохой менеджмент, колоссальные непроизводственные расходы, коррупционная составляющая. В таком виде российское предприятие китайскому бизнесмену не интересно.

Я знаю реальный случай, когда российские бизнесмены предложили китайским бизнесменам поставлять в Поднебесную не лес, не кругляк, а готовые заготовки для мебели. Китайцы подсчитали, и оказалось, что производство заготовок для шкафов в России стоит в 8 раз дороже (!), чем в Китае, если туда просто привезти дерево.

Главное, что должны понимать российские бизнесмены, - китайцы, приходя в Россию, будут пытаться вытеснить российских бизнесменов из бизнеса. Не потому, что китайцы не любят россиян, а потому что присутствие российского бизнеса удорожает процесс производства. Китайский бизнес привык работать без коррупции...

- ...В Китае нет коррупции? В это как-то верится с трудом.

-  Коррупция, конечно, в Поднебесной есть, она неистребима, но уровень коррупции, существующий в России, немыслим для Китая. Любому крупному китайскому коррупционеру расстрел или по крайней мере долгий срок заключения был бы обеспечен. А чтобы какая-нибудь коррупционная группа держала под собой целый регион или сферу производства, такое в Китае просто невозможно. Китайцы предприняли несколько попыток построить в России совместные предприятия по производству китайских автомобилей. Но оказалось, что из-за коррупционной составляющей производить в России даже китайские (!) автомобили невыгодно. Правда, и китайские бизнесмены далеко не всегда соблюдали все договоренности, то есть нормальный бизнес-диалог просто не состоялся.

Российские бизнесмены нередко питают иллюзии, когда речь идёт о совместном бизнесе с Китаем. Многие полагают, что если они сумеют разработать удачный start-up, допустим, уникальную технологию медицинского оборудования, а потом обратятся за инвестициями в Китай, то наладят успешный совместный бизнес. Увы, это не так.

Китайская модель ведения бизнеса по сути своей выталкивающая, а не кооперирующая. Как только китайский бизнесмен поймёт, в чём суть предложенной вами технологии, кто может стать потребителем товара и как должна быть организована дилерская сеть, он начнёт всё делать сам. И не важно, на какой территории: своей или российской. Кстати, по этой причине развалились 60-70% всех СП с Китаем.

Наши бизнесмены нередко полагают, что раз дело происходит в России, то у них всегда есть возможность «обрубить» китайцам бизнес. Это - иллюзия. Китайцы по своей природе умнейшие бизнесмены, они быстро врастают в почву, на которую «приземляются». И, ведя с вами переговоры, они параллельно обсуждают ту же бизнес-тему с ещё  десятком фирм - вашими конкурентами, обещают различным чиновникам гору подарков (как правило, дальше обещаний дело не идёт). Другими словами, они подстилают себе соломку всюду, где это возможно, на случай, если вы начнёте их выталкивать из бизнеса.

И это происходит сегодня, когда крупный китайский бизнес в Россию ещё не пришёл. Крупный - это когда частные фирмы или инвестиционные компании вкладывают 300 - 400 миллионов долларов в российские проекты. Он не пришёл, потому что почва пока ещё не готова. Те бизнесмены, которые сейчас работают в России, это мелкие или средние торговцы, или «простые крестьяне», как их называют сами же китайцы. Крупный бизнес ждёт своего часа.

- И всё же, допустим, нашлись в России бизнесмены, готовые рискнуть и начать совместный бизнес с Китаем. Что им следует учесть?

- Первое: не надо никогда выходить на китайский рынок без хорошего консультанта. И это должен быть не студент или недавний выпускник вуза, немного знающий китайский, а настоящий профессионал в этой области. Это - первое, с чего следует начинать.

Второе: оказавшись в Китае, никогда не верьте своим глазам и ощущениям. Китайцы блестяще умеют строить «ложные аэродромы». Эта технология у них отработана тысячелетиями. В Китае вас отлично примут и много чего наобещают, расскажут даже о якобы имеющихся связях на самом высоком уровне, о том, что чуть ли не завтра премьер-министр подпишет необходимый вам документ или закон. Это - стандартный набор, который Поднебесная всегда готова выложить перед иноземцами. Поэтому ничему не верьте!

В-третьих, китайцы могут сами не знать своих законов; не знать, какие суммы можно инвестировать, какое в этой области есть законодательство и по каким каналам это следует делать. Поэтому я повторю свой совет: наймите хорошего специалиста. И, начиная проект с китайскими бизнесменами, продумайте, как вы сможете его защитить. 

И ещё один совет, который я могу дать российскому бизнесу: если хотите осуществить крупный проект с китайскими партнерами, заручитесь государственной поддержкой. Китай - страна, где  основным игроком является государство. Не крупный бизнес, не какая-нибудь олигархическая структура, а государство. И отношения между Россией и Китаем - это отношения между государствами.

Пока крупный проект не будет  включен во все межправительственные протоколы, пока его не обсудят, положим,  на уровне вице-премьеров и представителей государства, пока он не прозвучит на межправительственных комиссиях, этот проект можно считать очень неустойчивым. Китайские бизнесмены могут обещать вам, что вложат 100 миллионов долларов, 200 миллионов, но этим обещаниям грош цена, если они не подкреплены государственным присутствием.

- Выходит, если всё это учесть, то при правильной организации дела организовать бизнес с китайцами всё-таки можно?

- Конечно. Но по моему опыту, многие совместные российско-китайские проекты живут не более 5 лет.  Если за это время вы сумеете вернуть свои вложения, считайте, что вам повезло, - ваш проект удался. Если не сумеете, будьте готовы к тому, что китайцы уведут у вас ваш бизнес по тем причинам, о которых я уже говорил.

Поэтому постарайтесь всеми возможными способами - в первую очередь, патентами - защитить свои идеи и технологии. И помните: любые договорённости надо обязательно фиксировать в виде отдельных договоров или контрактов. В бизнесе друзей нет. Есть только договор.

И ещё: говоря о капиталовложениях, важно чётко разложить всё по траншам. Помните, если китайцы в первый транш не вкладывают 10-15% от обещанной суммы, то они скорее всего не будут вкладываться вовсе. Я знаю немало примеров того, как китайские бизнесмены год вели консультации, подписывали различные предварительные соглашения, раздавали российским бизнесменам обещания налево и направо - а потом ничего, совсем ничего! На деле они просто прощупывали почву. Помните: первая мысль, которая возникает в голове у китайского бизнесмена, - «А не могу ли я сделать ваш проект без вас?».

- То есть, планируя бизнес с китайцами, надо обложиться со всех сторон «подушками»?

- Совершенно верно. Кстати, если вам от китайской стороны нужны только финансовые вливания, знайте, что взяв кредит, а потом вернув его с процентами, вы на этой ноте свой бизнес-диалог с китайцами не закончите. Китайский бизнесмен понимает: раз вы вернули кредит, значит ваш проект успешен. Тогда китайский бизнесмен будет думать, как забрать его у вас.

В Китае избыток внутренних денег. Если их выкинуть на внутренний рынок, начнётся сильная инфляция. К тому же время от времени происходит «перегрев экономики» - страна производит товаров в некоторых областях значительно больше, чем сама может потребить. Поэтому жители Поднебесной постоянно ищут новые выгодные проекты, куда можно вложить капитал. И если у вас есть за душой уникальная технология, легче или, по крайней мере, безопаснее, продать её, нежели предлагать китайцам сделать совместное предприятие.

- Алексей Александрович, и всё же какие, на ваш взгляд, направления бизнеса на территории России могут заинтересовать китайских бизнесменов?

- До 2007 года структура торговли между Россией и Китаем была одной, теперь - она иная, 2007 год стал переломным. Во-первых, изменился торговый баланс: теперь Китай продаёт России больше, чем Россия Китаю. Второе: приблизительно с 2007 года Китай стал поставлять нам то, что раньше мы отправляли в Китай: стальной прокат, станки, оборудование, удобрения.

Если говорить о каких-то проектах, которые китайцы будут готовы поддержать деньгами, то, на мой взгляд, таких направлений несколько.

В первую очередь, это строительство в России торговых и бизнес-центров. Подобный проект достаточно прост, и можно легко просчитать, когда он окупится. Второе - это строительство жилого сектора по быстровозводимым китайским технологиям и с привлечением китайской рабочей силы. Китай всегда поддерживает проекты, когда китайская рабочая сила выезжает за рубеж, решая тем самым свои социальные проблемы. Китайцы, кроме всего прочего, готовы вкладывать в строительство дорог, но этот бизнес в России, как они считают, сильно криминализирован.

Кроме того, Китай готов участвовать в строительстве дешёвых гостиниц. Ведь в России гостиницы в основном дорогие. Впрочем, тут возможна проблема вроде той, с которой столкнулись бизнесмены в Южном федеральном округе. Российские бизнесмены купили там землю под строительство, но грянул кризис. Деньги у них  сгорели, и они обратились за финансовой помощью к китайцам. Китайцам сама идея понравилась - не понравились лишь условия сделки. Российские бизнесмены предложили китайским бизнесменам такой расклад: вы оплачиваете строительство, а мы за это вам потом дадим 2-3 этажа. Что же сделали китайцы?  Они, узнав все бизнес-планы российских бизнесменов, попытались   сами выйти на городское руководство с этим предложением.

Отсюда вывод: если вы решите заниматься подобным совместным бизнесом, то, договариваясь с китайской стороной, приглашайте китайских бизнесменов в администрацию области, мэрию и там выступайте единым фронтом.

Есть ещё отдельные сферы производства, куда китайцы готовы инвестировать свои финансы. Это и совместное автомобильное производство, и предприятия по созданию малой механизации (в Китае для этого есть хорошие разработки), и типографские услуги.

Надо только понимать, какой бизнес с китайской стороной имеет смысл развивать на Дальнем Востоке, а какой - на остальной части России. К примеру, на Дальнем Востоке бизнесмены из Поднебесной готовы вкладываться в пищевую промышленность, тогда как на остальной части России продукты ввозятся из Западной Европы. Те же автомобильные заводы с китайцами имеет смысл строить только в центральной России, поскольку  на Дальнем Востоке велико давление Японии.

Можно назвать ещё один вид бизнеса, к которому Китай готов - это совместные инвестиционные фонды. Известно, что такой бизнес требует высокой организации и кредита доверия. Именно инвестиционные фонды могут помочь в тех случаях, когда по одну сторону находится российское предприятие, ищущее финансовой помощи, а по другую - китайцы, готовые инвестировать свои капиталы. Понятное дело, их переговоры идут с трудом, так как им мешают непреодолимые препятствия в виде: а) этики переговоров, б) правовой базы и в) знания друг друга. В подобных ситуациях именно инвестиционный фонд поможет решить многие проблемы.

Российский бизнес должен понимать, что, когда мы общаемся с американцами, немцами, финнами, мы имеем дело со схожей психологией. У китайцев психология иная. Это не значит, что они хитрее или умнее - они просто другие. И потому с китайцами надо всегда держать ухо востро! И тщательно готовиться!

И помните: если вы ищете партнёров для высокотехнологичных проектов, то лучше обратить свой взор на Запад; если рассматриваете простое, немногоходовое предприятие, - то это Китай.

Беседовал Петр Селинов,
специально для ФИМИП


RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Юрий 19 января 2011 16:18
Россия не является приоритетным рынком для Китая?
Спорный вопрос.

Несмотря на слабые механизмы защиты иностранного капитала, несмотря на устаревшие технологии и неэффективное производство, Россия остается одним из самых крупных потребителей китайской продукции (как и США) и только поэтому будет приоритетна для Китая как в части экспорта товаров, так и в части инвестирования.
Кроме этого - Россия ближайший сосед Китая имеющий огромную сырьевую и энергетическую базу, чего Китайской экономике очень не хватает.

PS. Советы по организации бизнеса с китайскими "товарищами", приведенные в данной статье, очень полезны. Спасибо.


Обсуждение завершено