Главная Рус Eng

Нижегородская область
Страница региона
Проектов:33
Инвесторов:9
Презентаций:8
    Компании региона
Шанцев Валерий Павлинович

Послание Губернатора Нижегородской области к Законодательному собранию 22.12.2009 г.


Уважаемый Виктор Николаевич!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Коллеги!

Второй раз я выступаю с Посланием перед вами. Это хорошая возможность оценить эффективность нашей совместной работы, обозначить новые задачи, решение которых требует время.

Сегодняшнее выступление построено на развитии тех идей и приоритетов региональной политики, о которых я говорил в своем первом Послании, и направлено на реализацию задач, поставленных Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в ежегодном обращении к Федеральному Собранию.

Завершается год, оказавшийся сложным для региона: и для населения, и для бизнеса, и для системы власти.

Мировой финансовый кризис существенно изменил условия жизнедеятельности области и нашей работы. В силу специфики региональной экономики последствия этих изменений оказались серьёзнее, чем во многих других субъектах страны. Эпицентром кризиса стала практически вся обрабатывающая промышленность, составляющая основу экономики.

Однако нижегородское сообщество в этот непростой период проявило солидарность – и это особенно следует отметить, благодаря которой удалось минимизировать негативное влияние кризиса.

Очень оперативно в октябре 2008-го был подготовлен План антикризисных мер, который несколько раз в течение 2009 года корректировался в соответствии с меняющейся ситуацией. В напряженном режиме работает Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике области.

Действуют специально созданные рабочие группы по взаимодействию с системообразующими предприятиями, контролю за своевременной выплатой заработной платы и процессом сокращения работников предприятий.

Я благодарю всех, кто активно ведет эту работу. Только наша сплоченность позволила быстро реагировать на тот поток проблем, который обрушился, начиная с осени прошлого года.

Кризис оставил глубокий след в экономике региона. Он проявился замедлением экономического роста – по итогам 2008 года индекс физического объема валового регионального продукта составил, по оценке, 101% против 109% в 2007 году и отмечен более чем 10%-ный спад в текущем году.

«Дно» спада производства пришлось на 1 квартал 2009-го. С июля текущего года наблюдается оживление в ведущем секторе экономики области – промышленности.

В наибольшей степени от кризиса пострадало автомобилестроение. Однако уже по итогам первого полугодия в результате оказанной господдержки и реализации Группой ГАЗ антикризисной программы открытому акционерному обществу «ГАЗ» удалось выйти на уровень безубыточности, обеспечив при этом своевременную выплату заработной платы сотрудникам и отчисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В ноябре «ГАЗ» перешел на 6-дневную рабочую неделю.

Еще более заметно проявляется стабилизация ситуации в металлургии, также относящейся к крупнейшим секторам региона. Она связана, прежде всего, со значительным ростом спроса, включая внешний, на трубы большого диаметра Выксунского металлургического завода.

Поэтому можно с полным правом констатировать, что мы выстояли. В масштабе страны нам удалось сохранить рейтинг экономического потенциала области: по объему отгрузки продукции обрабатывающих предприятий  регион перешел с шестого места, которое занимал в России в 2008 году, на пятое, а в Приволжском федеральном округе сохранил за собой лидерство.

 

Кроме того, предварительные итоги 2009 года позволяют говорить о начале стабилизации ситуации и планировать переход к устойчивому развитию.

По нашим оценкам, полного восстановления объёмов промышленного производства до конца текущего года не произойдет. Ожидается, что индекс производства в 2009-ом составит около 80% к уровню 2008-го. Но уже в 2010 году мы ожидаем более чем 3-процетный рост.

Весьма благополучная ситуация складывается в агропромышленном комплексе. По итогам января-ноября текущего года в сельском хозяйстве отмечается увеличение объёмов производства по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 4%. В области собран самый большой за последние 12 лет урожай зерновых – 1,5 миллиона тонн.

Рост наблюдается и в производстве пищевых продуктов. За 11 месяцев 2009 года выпущено продукции на 5% больше, чем в январе-ноябре 2008-го.

Постепенное восстановление идет в секторе строительства. Из-за проблем финансовой системы и вследствие экономического спада сокращение объемов строительных работ, особенно в начале 2009 года, было значительным – в январе-феврале более, чем на 50% к уровню соответствующего периода 2008 года. На фоне высоких темпов роста в 2008-ом  по итогам 11 месяцев текущего года объем работ в строительстве восстановился почти до  70% от уровня прошлого.

При этом в жилищном строительстве сохраняется положительная динамика. Ввод в действие жилых домов вырос за январь-ноябрь текущего года на 13,4% к аналогичному периоду 2008-го и составил более 1 миллиона 200 тысяч квадратных метров общей площади. По динамике жилищного строительства область занимает 2-ое место в ПФО и 14-ое – в России. В целом за 2009 год в области будет введено 1 миллион 400 тысяч квадратных метров жилья.

В отличие от ситуации в целом по стране, где отмечается сжатие инвестиционного спроса, в Нижегородской области сохраняется прирост инвестиций в основной капитал.

В январе-сентябре 2009 года индекс физического объема составил более 117% к аналогичному периоду 2008-го, тогда как в России – 81%. Наибольшая инвестиционная активность отмечается в промышленности, где за 9 месяцев текущего года было освоено более половины общего объёма инвестиций. Это свидетельствует о том, что в области продолжается процесс модернизации промышленного производства, что важно для будущего развития.

Потребительские цены в 2009 году растут медленнее, чем в предыдущем. За 11 месяцев 2009-го цены выросли на 7,9%, в прошлом году – почти на 15%. Заметно медленнее растут цены на продовольственные товары: за январь-ноябрь текущего года – на 3%, в прошлом – на 15,7%.

Следует отметить, что в этом году впервые за несколько последних лет инфляция в регионе складывается на уровне ниже среднероссийского. По стране потребительские цены за 11 месяцев выросли на 8,4%.

Сложная экономическая ситуация привела к сужению потребительского спроса, прежде всего, по непродовольственным товарам. Например, объем продаж автомобилей сократился почти в 2 раза. В целом снижение оборота розничной торговли сейчас составляет порядка 10% к уровню прошлого года. По нашим оценкам, его рост начнется в следующем году. Мы планируем, что по итогам 2010-го индекс физического объема составит 102,5%.

Рост среднедушевых доходов и заработной платы к уровню прошлого года составляет около 8%. Область по-прежнему сохраняет 5 место среди регионов ПФО по уровню среднедушевых денежных доходов населения.

С августа 2009 года численность зарегистрированных безработных остается практически стабильной. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,9%. Нижегородская область сохраняет за собой статус региона с невысоким уровнем безработицы, занимая по состоянию на 1 ноября 6 место в ПФО после Оренбургской, Пензенской областей, республик Мордовии, Марий Эл, Башкортостан. В среднем по России официальная безработица составила 2,7%.

 

Тот факт, что область в условиях кризиса сохранила свои позиции по целому ряду основных показателей развития, дает основания говорить о запасе прочности региональной экономики, который в значительной степени был сформирован динамичным развитием в предкризисный период.

Также это подтверждает правильность региональной экономической политики, направленной на стимулирование и поддержку инвестиционной и инновационной активности предприятий. Следует отметить, что в условиях кризиса, несмотря на трудности с исполнением бюджета, мы не только не свернули эту поддержку, а наоборот, усилили ее.

В нашем активе на сегодняшний день есть 55 крупных инвестиционных и 20 инновационных проектов нижегородских предприятий, которые, имея статус приоритетных, получают поддержку Правительства области. Все они направлены на модернизацию региональной экономики, и прежде всего, промышленного производства. А следовательно, на повышение конкурентоспособности нижегородской продукции.

Ежегодно мы поддерживаем более 200 проектов малых предприятий, а в текущем году с учетом антикризисных мер их число увеличилось до 400. Это, безусловно, положительно влияет и на развитие инновационного сегмента малого бизнеса, и на повышение качества предоставляемых гражданам услуг, и в целом на занятость населения. Кроме того, в этом году мы ввели новый вид поддержки – гранты начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

Одной из основных наших задач является наращивание инновационно-направленной экономической политики, что позволит в среднесрочной перспективе перейти к устойчивому росту экономики региона.

По нашим оценкам, при условии сохранения мер поддержки и благодаря солидарным действиям Правительства области и бизнеса, со следующего года можно ожидать возобновления экономического роста. Начиная с 2010-го, ожидается и рост бюджетных доходов, налоговые поступления в консолидированный бюджет области относительно 2009 года вырастут на 12%.

В целом к 2012 году нам удастся преодолеть последствия кризиса и выйти на ежегодные темпы роста, заложенные в Стратегии развития области по основным экономическим показателям, таким как индекс физического объема валового регионального продукта и индекс промышленного производства.

Кризис показал, какими должны быть наши приоритеты, чтобы достичь поставленных целей по переходу к устойчивому развитию.

Важным направлением нашей работы должна стать диверсификация экономики. Ее структуру определяет, в основном, обрабатывающая промышленность. До кризиса всего на три отрасли приходилось около 70% объема обрабатывающих производств – это нефтепереработка, металлургия и автомобилестроение. Две из них – автопром и металлургия – наиболее сильно были задеты кризисом.

Для обеспечения устойчивости экономики необходимо большее внимание уделять развитию таких отраслей, как пищевая промышленность, которая оказалась наименее подверженной кризису, химическое производство, производство электронного оборудования. А с учетом обозначенных Президентом России приоритетов – атомное машиностроение, фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии.

Развитие пищевой промышленности, на мой взгляд, необходимо рассматривать обязательно в комплексе с сельскохозяйственным производством. В регионе есть возможность производства экологически чистой сельхозпродукции. Работать надо в направлении внедрения эффективных технологий.

С этой точки зрения, нам надо изменить подходы к оказанию господдержки сельского хозяйства: в первую очередь, помогать производителям, реализующим такие проекты. А среди перерабатывающих предприятий – тем, кто работает на местном сырье.

Этим самым мы будем стимулировать создание современных агрохолдингов с гарантированной качественной сырьевой базой.

В целях создания основ преобразования агропромышленного комплекса в мощный сектор экономики региональным Правительством ведется работа по увеличению площади земель сельскохозяйственного назначения. Средства областного бюджета направляются на восстановление плодородия почв, на проведение мелиорации, на ввод в оборот залежных земель.

В этой связи нужна более четкая законодательная база, направленная на сохранение этого важного стратегического ресурса, в частности, в сфере изъятия нерационально используемых сельскохозяйственных земель.  Такие инициативы  уже внесены в Государственную Думу, и я прошу депутатский корпус их поддержать.

Что касается фармацевтики, то на территории региона действует ряд предприятий, производящих медицинское оборудование, лекарственные средства, в том числе одна из крупнейших компаний России в данной отрасли – открытое акционерное общество «Нижфарм». Это современное, динамично развивающееся предприятие, которое вносит существенный вклад в обеспечение населения области высококачественными препаратами. В 2010 году планируется реализация инвестиционного проекта, который позволит значительно расширить ассортимент выпускаемой компанией продукции. Стоимость проекта составит более 206 миллионов рублей.

Кроме того, ОАО «Нижфарм» ведет работу по реализации программы импортозамещения. На данный момент компания производит в качестве альтернативы импортным лекарственным средствам свыше 80 позиций. Стоимость лекарств, выпускаемых «Нижфармом», существенно ниже зарубежных аналогов. Самое главное, что уровень качества этих препаратов соответствует европейским стандартам.

В отношении перспектив развития телекоммуникаций и информационных технологий можно сказать следующее.

У нас в области этот сектор экономики характеризуется достаточно высокими показателями развития. Уровень цифровизации сетей связи превышает 85%, проникновения сотовой связи составляет 142,2%.

В регионе уже построена сеть третьего поколения. Началось развитие беспроводного широкополосного доступа в Интернет.

Сейчас на территории области создаются мощные центры компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий. Это хорошая предпосылка для будущего развития данного сектора нашей экономики в свете тех мер, которые сейчас предпринимаются на федеральном уровне по модернизации телекоммуникаций России, развитию спутниковой связи, цифрового телевидения.

Регион на базе технопарка «Сатис» уже сотрудничает с компанией «Интел», в ближайшее время нашими партнерами станут «Интеллект Телеком», «Нокиа Сименс Нетвокс» и «Майкрософт».

Кроме того, мы приступаем к созданию цифрового телерадиовещания – сейчас разрабатывается проект целевой программы «Развертывание в Нижегородской области сети приема сигналов цифрового телевидения». На 2010 год запланирована разработка программы по обеспечению социально незащищенных слоев населения абонентскими приставками для приема цифрового телевизионного сигнала.

Одним из приоритетных направлений модернизации российской экономики сейчас является развитие ядерной энергетики.

Перспективы развития в нашей области атомного машиностроения связаны с деятельностью таких организаций, как открытое акционерное общество «ОКБМ имени Африкантова» и «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект», которые участвуют в ряде проектов по разработке атомных станций нового поколения. А также – в модернизации существующих и создании новых энергоблоков для атомных электростанций в нескольких регионах России.

В настоящее время реализуется инновационный проект по созданию энергоблоков для плавучих атомных теплоэлектростанций. В нем участвуют и другие предприятия – Нижегородский машиностроительный завод, Научно-исследовательский институт измерительных систем имени Седакова.

Этот проект признан приоритетным и получает поддержку Правительства области, как и другие уникальные разработки в этой сфере.

Особенный компонент развития атомной энергетики региона – это планируемое строительство на территории области атомной электростанции. В настоящее время проведены общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду ее строительства и эксплуатации энергоблоков. Материалы, обосновывающие размещение Нижегородской АЭС, а также перевод лесных участков из состава земель лесного фонда в земли промышленности, связи и энергетики, направлены в Правительство России. Проводится разработка проектной документации. В ближайшее время планируется получение лицензий на размещение АЭС и подписание актов выбора земельных участков.

Говоря о диверсификации экономики региона, мне хотелось бы остановиться еще на двух принципах, которые должны быть положены в основу нашей политики в этом направлении.

Во-первых, стимулирование импортозамещения. Прежде всего, это касается таких отраслей, как электроника, фармацевтика, легкая, деревообрабатывающая промышленности и, конечно, агропромышленный комплекс, поскольку он должен обеспечивать продовольственную безопасность.

Только нашей целью не является импортозамещение любой ценой. Поддержку должны получать предприятия, которые реализуют проекты по производству более качественной и по, возможности, менее дорогой, чем импортная, продукции.

Во-вторых, это поддержка среднего предпринимательства, то есть предприятий с численностью работающих от 101 до 250 человек. В Нижегородской области их 350, среднесписочная численность работающих – 47 тысяч человек.

 

У нас в регионе нет специальной программы поддержки таких предприятий. Нам вместе с Законодательным Собранием надо подумать, как лучше поступить, может быть, распространить на них меры поддержки малого бизнеса. Укрепление именно этого сегмента позволит нам добиться большей устойчивости в развитии экономики.

Особым направлением нашей деятельности будет разработка и реализация мер по решению проблем монопрофильных территорий. В настоящее время формируются Программы, направленные на стабилизацию и развитие моногородов, а их у нас в области 13. Необходимо провести тщательный анализ и определить, имеют ли проблемы территорий хронический характер, или же они были спровоцированы кризисом, что вызвало резкий спад спроса на выпускаемую градообразующими предприятиями продукцию. Если трудности возникли давно и при общей стабилизации экономики не прогнозируется улучшение ситуации в конкретном муниципальном образовании, то для таких поселений необходимо разрабатывать детальные программы по развитию производств других видов продукции. Данные документы необходимо будет разработать к 1 апреля 2010 года.

Их основу будут составлять инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест. Сейчас на федеральном уровне определяются источники их софинансирования, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда России.

Еще одним направлением модернизации и технологического обновления экономики является стимулирование инноваций.

«Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» на сегодняшний день выпустил на свободный рынок 10 инновационных малых предприятий. Это, в основном, компании сектора информационно-коммуникационных технологий, предлагающие свои услуги и продукцию как населению, так и бизнесу.

 

На выходе из бизнес-инкубатора еще 6 компаний. Спектр их деятельности уже более широкий: это разработка автоматизированных систем управления нефтяными скважинами, разработка и внедрение решений в сфере энергоучета, энергоэффективности, локальной автоматизации и проекты в других секторах экономики.

С 2010 года возможности бизнес-инкубатора будут расширены до одновременного размещения на его территории 30 инновационных малых предприятий. Я считаю, что приоритет надо отдавать тем из них, которые работают над созданием технологий производственного и бытового ресурсосбережения.

Кроме того, задачей бизнес-инкубатора является поиск партнеров для инновационных малых предприятий среди крупных промышленных организаций области с целью решения задач внедрения на них технологических инноваций.

Инновационный потенциал малого бизнеса чрезвычайно велик. Достаточно сказать, что не так давно созданный Региональный венчурный фонд рассмотрел уже более 100 инновационных проектов.

На сегодняшний момент положительное заключение в соответствии с критериями работы Фонда получили три проекта.

Несмотря на кризис, на территории области совместно с федеральным центром  и частными инвесторами продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов по поддержке инноваций, в частности строительство двух технопарков – «Сатис» и информационного парка «Анкудиновка».

Новый импульс развитию инноваций в регионе придаст получение в этом году Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского статуса национального исследовательского университета. Используя новые возможности, вуз намерен развивать свои разработки в сфере физики наноструктур и нанотехнологий, биофизики и биомедицины.

Мы также надеемся, что участие  ННГУ в российских проектах развития суперкомпьютерных технологий будет способствовать вооружению региональной экономики новыми эффективными технологиями проектирования и конструирования.

В настоящее время на федеральном уровне начинается реализация новой программы Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, направленной на поддержку стартующих малых инновационных предприятий, созданных на базе научных и образовательных организаций. В 2010 году планируется поддержать до 600 таких организаций.

Кроме того, считаю, что мы должны отдавать приоритет этим предприятиям и по всем видам региональной поддержки малого бизнеса.

Внедрение инноваций требует значительных финансовых ресурсов. Следует сказать, что по затратам на технологические инновации Нижегородская область находится на 4-ом месте в Приволжском федеральном округе после Татарстана, Пермского края и Самарской области. Темп роста показателя в 2008 году составил 116,6%. Такие темпы мы должны сохранить и в последующие годы для того, чтобы выйти к 2012-2013 годам на уровень в 15% по доле инновационной продукции в отгрузке промышленной продукции.

На федеральном уровне уже разрабатывается целый ряд мер, направленных на поддержку всех этапов разработки и внедрения технологических инноваций, а также на поддержку экспорта российской высокотехнологичной продукции.

Федеральные акты выйдут в самое ближайшее время. В связи с этим и депутатскому корпусу, и Правительству необходимо оперативно разобраться с механизмами и организационными схемами предоставления этой поддержки и подготовить предложения по конкретным нижегородским предприятиям и организациям, которые потенциально ее смогут получить.

 

Для выполнения задачи отбора инновационных проектов, а также в целях определения основных направлений модернизации экономики Нижегородской области и разработки перспективных планов действий по развитию инноваций предлагаю создать Совет по технологическому развитию. В его состав целесообразно включить представителей науки, вузов, бизнеса, технопарков, бизнес-инкубаторов, отраслевых министерств и Законодательного Собрания области.

Напомню, что в нашем регионе действует территориальный механизм осуществления модернизации экономики, объединяющий ресурсы власти, местного самоуправления и бизнеса по решению этой сложной задачи – программы развития производительных сил городов и районов области.

В их рамках в 2007-2010 годы предусмотрена реализация порядка 1 тысячи 300 инвестиционных проектов, что позволит создать более 65 тысяч новых рабочих мест.

Уверен, что вместе мы сделаем все возможное для выполнения Программ территорий.

Неотъемлемой частью технологического перевооружения и модернизации экономики является ресурсосбережение. У нас в области реализуется ряд проектов в этом направлении, в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Однако этого явно не достаточно.

В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Закон крайне важный и актуальный, поэтому на уровне Федерации оперативно идёт разработка всех необходимых подзаконных актов. Первого декабря утверждён план мероприятий по реализации основных положений Закона. В связи с этим в 2010 году необходимо разработать региональную и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Нам необходимо активизировать участие в реализации пилотных проектов, которые определяет федеральная Комиссия по модернизации и технологическому развитию.

Считаю, что у нас есть хороший потенциал для этого именно по направлению энергосбережения и энергоэффективности, в частности, по направлениям «Энергоэффективная социальная сфера», «Малая комплексная энергетика» и «Инновационная энергетика».

В этой связи нам совместно с депутатским корпусом необходимо отработать этот вопрос и включиться хотя бы в один их проектов.

В текущем году мы расширили региональную поддержку инноваций – ввели поддержку промышленных и научных организаций, реализующих техническое перевооружение основных средств.

Предлагаю внести изменение в соответствующий проект постановления Правительства, устанавливающее в качестве первоочередного критерия предоставления помощи – обеспечение энерго- и ресурсоэффективности.

Однако проведение активной политики энергосбережения не снимет проблему энергодефицита.

Кроме того, для обеспечения устойчивого экономического развития объемы инвестирования в инфраструктуру должны быть не менее 7-8% от ВРП. У нас эта цифра не достигает и 3%.

Поэтому считаю необходимым продолжать реализацию тех планов инфраструктурного развития, которые у нас имеются и о которых я говорил в предыдущем Послании. Это касается таких долгосрочных проектов, как строительство парогазовой ТЭЦ в Нижнем Новгороде, ввод которой запланирован на 2016 год, и строительство АЭС, о чем я уже говорил.

Будет также продолжена реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры.

Совместно с Владимирской областью мы завершили первый этап строительства вантового моста через реку Оку в районе Мурома и Навашино. В этом году движение по нему открыто, что предоставило регионам Поволжья прямой выход на Москву.

 

Четвертого ноября 2009 года открыто движение автотранспорта по совмещенному метромосту через реку Оку и автодорожным подходам к нему в Нижнем Новгороде.

В текущем году уже завершено проектирование мостового перехода через Волгу в районе Подновья. По проектной документации получено положительное заключение государственной экспертизы. В настоящее время ведутся предпроектные проработки моста параллельно существующему Волжскому. Между собой эти мосты планируется «закольцевать» объездной дорогой вокруг Бора с выходом на Кировскую трассу.

При сотрудничестве с Горьковской железной дорогой реализуется инвестиционный проект организации скоростного движения по маршруту «Нижний Новгород – Москва». Регулярное движение планируется открыть с июня 2010 года.

Продолжается работа по развитию международного аэропорта «Нижний Новгород»…

 

Полный текст Послания Губернатора опубликован на сайте Законодательного Собрания Нижегородской области