Главная Рус Eng

Липецкая область
Страница региона
Проектов:10
Инвесторов:2
Презентаций:5
    Компании региона
Королев Олег Петрович

"Особое внимание – кадрам для модернизации экономики"


- В условиях кризиса особое внимание в этом году уделялось мерам по подготовке и переподготовке кадров. Что предпринималось в этой области в Вашем регионе?

- В регионе принята Программа антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области на 2009 год. Одним из основных направлений программы стала организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения. Первоначально на опережающее обучение планировалось направить 1450 человек. В течение года в программу были внесены корректировки, и число таких граждан увеличилось до 1950 человек. По итогам года программа в этой части будет выполнена. На организацию опережающего обучения выделено свыше 6 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.

Практически все работники, находившиеся под риском увольнения, а затем прошедшие опережающее профессиональное обучение в этом году, остались работать на своих предприятиях. Реализация программы позволила не только стабилизировать рынок труда и снизить уровень безработицы, но, главное, не допустить массовых увольнений, минимизировать потери квалифицированных сотрудников, сохранить кадровый потенциал.

- На какие специальности упал спрос на региональном рынке труда? Какие, наоборот, считаются перспективными?

- Кризисные явления в экономике в значительной мере повлияли на рынок труда области, увеличился профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением. Сегодня в центрах занятости числится около восьми тысяч вакансий, из которых 78% предназначены для рабочих и 22% – для специалистов.

В связи с кризисом еще более снизился спрос на экономистов, юристов, бухгалтеров, работников банковской сферы. Но остается высокой потребность в квалифицированной рабочей силе. Предприятиям области нужны водители, каменщики, маляры, машинисты крана, бульдозера, экскаватора, монтажники технологического оборудования, операторы машинного доения, электрогазосварщики, слесари. Не хватает врачей различной специализации, а также медработников средней квалификации – медицинских сестер и фельдшеров, воспитателей детских дошкольных учреждений.

- Действуют ли в регионе программы опережающего обучения, ориентированные на работников предприятий, на которых должно происходить технологическое перевооружение?

- Безусловно, ведь сегодня самыми крупными заказчиками на организацию опережающего обучения являются предприятия, передовые в своих отраслях. В частности, программы по различным направлениям подготовки осваивают 840 работников ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и 347 сотрудников ЗАО «Индезит Интернэшнл». Эти предприятия постоянно ищут возможности для развития, закрывают старые производства, вводят современные, а для этого необходимы специалисты новых профессий и квалификации.

В 2009 году в организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, принимают участие 21 учреждение профессионального образования области, учебные подразделения ОАО «НЛМК», ЗАО «Индезит Интернэшнл», Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», имеющие лицензии на право образовательной деятельности. По программам опережающего обучения проходят подготовку работники акционерных обществ «ЛМЗ «Свободный Сокол», «Усманьтабак», ряда агрофирм, лечебно-профилактических учреждений, других предприятий и организаций области.

- Ориентировано ли опережающее обучение в регионе больше на смену профессии или на повышение квалификации работников?

- Это зависит от ситуации на конкретных предприятиях. Актуальны и профессиональная переподготовка, и повышение квалификации работников. На ОАО «НЛМК», например, приоритет отдается переподготовке кадров, на «Индезите» – повышению квалификации. Но, прежде всего, опережающее профобучение ориентировано на рост конкурентоспособности и профессиональной мобильности работников как внутри предприятия, так и на рынке труда.

Наиболее крупные предприятия региона, понимая, что без квалифицированных кадров на перспективу не будет инновационного развития бизнеса,  вместе с профильными учреждениями профессионального образования всех ступеней – начального, среднего и высшего - при нашей поддержке задолго до кризиса приступили к целевой подготовке молодых специалистов для своих предприятий. С НЛМК в этой сфере работают Липецкий государственный технический университет, профессиональный лицей №10, Липецкий металлургический колледж. А «Индезит Интернэшнл» в рамках программы поиска молодых кадров с 2001 года реализует специальный образовательный проект «Индезит» и университеты». Ежегодно студенты получают возможность не только познакомиться с работой предприятия во время практики и лекционных занятий, но и написать дипломные работы на темы, связанные с производством. При этом одно из основных требований к конкурсным дипломным работам - возможность их применения на практике.

- Реализуются ли на предприятиях и в организациях региона программы стажировки выпускников с перспективой последующего трудоустройства?

- Для расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений областной Программой антикризисных мер предусмотрена возможность прохождения ими стажировки на производстве. Это позволяет смягчить социально-психологические последствия безработицы, обеспечить социальную поддержку в виде заработка на оплачиваемых временных работах, а также создать условия для приобщения к трудовой деятельности молодежи, впервые ищущей работу.

В 2009 году в этих работах приняли участие выпускники по таким  профессиям и специальностям, как секретарь, инженер, воспитатель, экономист, техник, технолог, педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель, делопроизводитель, юрисконсульт, учитель-дефектолог, повар, кондитер, медицинская сестра и другие. На стажировку было направлено 287 человек, из них 44% - выпускники учреждений высшего профессионального образования, 51% - среднего профессионального образования, и 5% - начального профобразования.

После прохождения практики не всех стажеров, к сожалению, берут на работу и тому, я думаю, несколько причин, в том числе отсутствие интереса у самого выпускника к продолжению трудовых отношений с предприятием или отсутствие заинтересованности предприятия в стажере.

Но, вместе с тем, считаю данную меру актуальной и востребованной, позволяющей выпускникам оценить свои собственные знания и умения непосредственно на практике и найти достойную работу.

Из 1600 выпускников, обратившихся в службу занятости в текущем году, содействие различного характера - трудоустройство на постоянную и временную работу, повышение квалификации, направление на стажировку, организация собственного дела - получили 1300 человек  или более 80%.

- В последнее время много говорится о внедрении практики опережающего обучения как «обучения на протяжении всей жизни», то есть о непрерывном совершенствовании квалификации специалиста любого уровня в соответствии с быстро меняющимися потребностями глобальной экономики…

- В Липецкой области совместными усилиями администрации региона, образовательных учреждений и работодателей с целью внедрения практики опережающего обучения решается задача создания полноценного «информационного общества» с постоянным доступом к разнообразным образовательным ресурсам в режиме онлайн. Для этого разработаны и действуют сайты образовательных учреждений, на которых размещены цифровые ресурсы, позволяющие знакомиться и осваивать содержание наиболее востребованных образовательных программ, курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Создана интерактивная карта Липецкой области по образовательным учреждениям профессионального образования, на которой представлена информация по направлениям подготовки, приведен перечень реализуемых образовательных услуг, проиллюстрирована материальная база и организация досуга обучаемых. Интерактивная карта постоянно обновляется и дополняется информацией о востребованных профессиях и специальностях на региональном рынке труда, социальных и стратегических партнерах учреждений профессионального образования.

Проводятся Интернет-конференции в режиме онлайн с целью обмена опытом и трансляции передовых производственных и сельскохозяйственных технологий в рамках сетевого взаимодействия между учреждениями профессионального образования Липецкой области.

- Как осуществляется взаимодействие между администрацией региона, учреждениями профобразования  и работодателями в сфере опережающего обучения?

- В области создан Координационный совет по кадровому обеспечению и профессиональному образованию, в который входят представители различных отраслевых управлений администрации, образовательных учреждений профессионального образования и работодателей. На заседаниях совета систематически обсуждаются вопросы реализации практики опережающего обучения как «обучения на протяжении всей жизни», разрабатываются рекомендации по непрерывному совершенствованию квалификации специалистов в соответствии с быстро меняющимися потребностями экономики.

У нас также функционируют ресурсные центры строительного, машиностроительного, автомобильного, бытового, сельскохозяйственного профилей, для сферы общественного питания, в которых сконцентрированы значительные материальные и информационные ресурсы. Совместно с работодателями сегодня ведется активная работа по созданию цифровых образовательных ресурсов на модульно-компетентностной основе.

Из 45 учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории области, 37 учреждений, согласно действующей лицензии, могут предоставлять услуги по дополнительному образованию. Из 21 учреждения высшего профессионального образования 11 могут предоставлять услуги по профессиональной переподготовке кадров по профилю основных образовательных программ вуза, 15 – по повышению квалификации.

Создан банк данных, содержащий информацию о перечне программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями профессионального образования и образовательными подразделениями предприятий для организации опережающего обучения, который размещен на сайте областного управления образования и науки и постоянно обновляется.

Несмотря на то, что в области на базе учреждений профессионального образования действуют бизнес-инкубаторы, малые предприятия и другие инновационные структуры, куда приходят работать выпускники учреждений профессионального образования, пока остаются проблемы трудоустройства выпускников по специальности в первый год окончания образовательного учреждения.

- Каких результатов для российской экономики Вы ожидаете в перспективе от внедрения практики опережающего обучения?

- Масштабная реализация программ опережающего обучения в целом должна привести к модернизации экономики, о которой в своем послании Федеральному собранию РФ говорил президент России Дмитрий Медведев. Об этом шла речь и на прошедшем съезде «Единой России» в выступлении председателя партии Владимира Путина.

С точки зрения перспективы, стратегии кадрового развития экономики в целом, опережающее обучение понимается в более широком смысле этого слова, под ним имеется в виду набор квалификаций работника, который опережает текущие потребности бизнеса, экономики.

Если говорить о Липецкой области, то главная задача на сегодняшний день – препятствовать росту безработицы. Нам это удается. На состоявшейся 5 ноября в Москве встрече с президентом страны я сообщил, что уровень безработицы в Липецкой области - один из самых низких в стране. Динамика такова, что в начале кризиса этот показатель составлял 1,6%, а сейчас снизился до 0,9%. Кроме того, до конца года в регионе будет создано дополнительно около 500 новых рабочих мест.

Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, позволяет гражданам быть более мобильными на рынке труда, повышает их профессиональный уровень, дает возможность работать на новых рабочих местах, новом технологическом оборудовании. В конечном итоге это ведет к повышению производительности труда работников, позволяет субъектам хозяйствования более гибко реагировать на изменения экономической ситуации, способствует повышению конкурентоспособности предприятий области.