Главная Рус Eng

Мурманская область
Страница региона
Проектов:8
Инвесторов:1
Презентаций:3
    Компании региона
Ковтун Марина Васильевна

Интервью изданию «Мурманский вестник» (Мурманск) 17 октября 2008 года


В конце августа областное правительство утвердило целевую программу» Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы. Главная ее цель - увеличение вклада этой отрасли в экономику и социальную жизнь Кольского края. О том, как этого предстоит добиваться, рассказывает Марина Ковтун, руководитель сектора по развитию туризма министерства экономического развития Мурманской области, которое и разрабатывало программу.

- В мире давно идет борьба за кошельки путешественников. Гостиницы, транспорт, музеи, развлечения, рестораны и кафе, торговля - многие сектора экономики получают доходы от них. Арифметика простая: прибыв всего на три дня, приезжий оставляет у нас в среднем около 13 тысяч рублей. В результате в виде налогов в бюджет поступает 2,1 тысячи. А это - не копеечки. Например, в прошлом году в нашей области только в гостиницах - не считая других способов размещения - останавливались 235 тысяч человек. Совершенно понятно, почему мы заинтересованы в том, чтобы число гостей увеличивалось из года в год. Его рост только на 50 тысяч человек пополнит бюджеты всех уровней более чем 100 миллионами рублей. И это еще не все. Больше гостей - больше и рабочих мест для северян. Разве они нам не нужны? В общем, ставки высокие - есть за что побороться.

- Но в этой борьбе, наверное, Заполярью трудно тягаться с югом, куда люди традиционно едут за солнцем, за купанием в теплом море...

- Конечно, южные регионы изначально находятся в привилегированном положении. Нам же приходится вкладывать много труда и средств, чтобы обратить внимание на туристические возможности нашего края. Знаете, на специализированных выставках нередко приходилось слышать: «Кольский полуостров? Это там, где ядерные отходы? Где затонул «Курск»?..» Представление о нем как о военизированной зоне, да еще с множеством ядерных объектов, у многих закрепилось в сознании. Разрушить непривлекательный имидж помог рыболовный туризм. Это у нас пока единственный вид туризма, который входит в мировую систему продаж. Сегодня он - визитная карточка Кольского полуострова. Правда, бывает, в СМИ звучат обвинения: мол, все отдано на откуп иностранцам, которые истребляют нашу рыбу. Но зарубежные туристы, я подчеркиваю, все без исключения ловят рыбу по принципу «поймал-отпустил». И ровно столько, сколько позволяет квота в конкретной реке. Они и удовольствие получают, и рыбу сохраняют, и деньги в регион приносят.

- Значит, все внимание богатеньким иностранцам?

- Не только! В последние годы, кстати, среди тех, кто приезжает к нам с рыболовными снастями, их примерно половина. Правда, соотечественники предпочитают краткосрочные туры и лов рыбы с изъятием. Но для массового российского туриста здесь, безусловно, тоже есть много интересного. 73 процента территории области не заселены, и практические все это - туристский ресурс. Реки - прекрасная возможность для развития водного туризма, рафтинга, Баренцево море уже облюбовали любители дайвинга и морских прогулок с рыбалкой. Когда мы выпускали первые буклеты, посвященные туристическим возможностям нашего края, - фотографировали, макетировали, - то даже сами удивлялись тому, сколько, оказывается, в нем замечательных, неповторимых уголков! И все это можно использовать. Только вот путь от ресурса к продукту так же долог, как путь газа от его месторождения к горелке плиты. Чтобы получить отдачу, сначала надо немало вложить. Туризм относят к сфере частного предпринимательства. Но частнику не под силу освоить территорию, что называется, с нуля.

- А кому под силу?

- Взять, к примеру, хорошо известную финскую Саарисельку. История ее популярности такова: более 30 лет назад несколько муниципалитетов разработали план развития. Власти вложились в разработку проекта. Было продумано, как можно задействовать весь имеющийся туристический ресурс. Затем были привлечены частные инвесторы, которые реализовали уже свои конкретные проекты. Один построил гостиницу, другой - купальню, третий - ресторан, кафе... И все это в одном месте. Сделай они то же самое по отдельности, эффективность была бы мизерной. Но возможность реализовать свои проекты и развивать бизнес в дальнейшем им создала местная власть. Оплатив проектирование, строительство дорог, подводку коммуникаций, связи, электроснабжения, она предоставила условия для более эффективного вложения инвестиций.

- Значит, чтобы туризм стал приносить области значительные доходы, ему нужна серьезная государственная поддержка...

- Безусловно. И когда нас спрашивают: «А что мы видим от туризма?» - в ответ хочется спросить: «А что мы дали туризму?» За последние три года в эту сферу в области вложено около 8 миллионов бюджетных рублей. С точки зрения перспектив отрасли - ничтожные деньги. Хотя благодаря им удалось сделать важный шаг - прорвать, так сказать, информационную блокаду. Сейчас загляните в Интернет, запросите «Туризм на Кольском полуострове». Обнаружите специальный портал, интересный и подробный. Мурманская область уже не терра инкогнита на туристской карте страны.

Мы помогли также сформироваться, обрести облик ряду туристских продуктов, в частности, таких как «Дед Мороз в Лапландском заповеднике», «Святые места Терского берега», «Поморская гребная регата». Помогаем продвигать их на внутреннем и внешнем рынках, и в результате область получает увеличение турпотоков более чем на 10 процентов ежегодно.

- Кстати, о нашем Деде Морозе. Что-то он слабо заметен на фоне коллеги из Великого Устюга, которого в последние годы в России узнали практически все. А наш-то вроде бы даже чуть постарше: «Мурманский вестник» писал о нем, когда о сопернике еще не было ни слуху, ни духу.

- В великоустюжский проект были вложены огромные деньги, и столичные тоже. Его «раскручивали» центральные телеканалы и радио... Но есть и объективные причины. Наш Дед Мороз живет в Лапландском заповеднике. Это означает особые правила, систему ограниченного посещения. Заповедник не может быть проходным двором, прием туристов на потоке там организовать нельзя. К тому же поблизости нет места, где можно разместиться хотя бы на ночлег. Однако сделать Деда Мороза из Русской Лапландии более популярным, увеличить в приемлемых пределах поток гостей к нему - думаю, это нам по силам.

Не так далеко от его усадьбы, между прочим, находится Мончегорск, который мы привыкли рассматривать только как город металлургов. А ведь во многих странах мира развит промышленный туризм - экскурсии на крупные предприятия. Наши промышленные гиганты могут поразить любое воображение. И в Мончегорске уже об этом задумываются. Новая программа предусматривает создать в нем туристский информационный центр. А если там еще построить и гостиницу или коттеджный поселок... Вот тогда, кстати, и к Деду Морозу можно было бы приглашать намного больше гостей.

За два последних года при поддержке областной программы информационные центры, которые должны способствовать развитию туризма, уже появились в Кировске, Умбе, Кандалакше. Будет он создан также и в Ловозере.

- Какие основные задачи должна решить новая программа?

- Мы хотим сделать то же, что некогда финская власть для Саарисельки. Возможности для этого открывает не так давно принятый областной закон «О государственной поддержке туризма». На его основе, на Кольском полуострове выделены четыре туристско-рекреационные территории. В первую очередь это уникальный Терский берег. Там много возможностей создать цепочку турпродуктов - попросту говоря, набор взаимосвязанных, привлекательных для путешественников услуг. Турист должен открывать кошелек с удовольствием! Кстати, местные жители уже хорошо знают, как зарабатывать на туризме - как принять людей, организовать приятный отдых, что показать... Пока на Терском берегу, по официальной статистике, насчитывается всего 183 гостиничных места, включая турбазы. Но когда проходит ежегодная гребная регата, только в Умбе в домах местных жителей размещается до 500 человек. Совершенно очевидно, что для Умбы, Варзуги и других сел Терского берега создание системы гостевых домов - самая реальная перспектива. И туристам будет где жить, и местное население получит дополнительный доход. А значит, нужны инвестиции. Но к серьезному инвестору приходить надо не с горящими глазами и прожектами, а с конкретными планами. Именно поэтому областное правительство совместно с местными администрациями создает планы развития территорий - Терской, Хибинской, Печенгской и Ловозерской.

- Однако, слышала, существует мнение, что та же Печенгская - не самый удачный выбор. Ведь это пограничная зона, и в ней существуют ограничения для посещения, в особенности иностранцами...

- Мы возлагаем надежды на облегчение визового режима, что сделает эту территорию более открытой. А она очень перспективна. Один заповедник Пасвик, о котором пекутся три страны, чего стоит! Недавно ему присвоен статус европарка. Там ведется активная работа по разработке туристских маршрутов. Вокруг могут быть построены объекты размещения. Их свяжет с мурманским аэропортом неплохо развитая транспортная инфраструктура - автотрасса и железнодорожная ветка до Печенги и Никеля.

Следующая территория - Хибинская. Хибины должны стать крупным горнолыжным центром, даже курортом. Правда, подготовить горы для комфортного туризма, пожалуй, не проще, чем для добычи минералов. А там предполагается, что на каждом склоне будет своя оборудованная по последнему слову горнолыжная трасса. Все это потребует больших вложений. Но если суметь задействовать имеющиеся природные ресурсы, можно будет смело утверждать, что у Кировска есть преимущества перед Домбаем или Приэльбрусьем. Там все находится практически в городе, прямо в центре.

- Какие средства предусмотрены на поддержку отрасли в программе и что в первую очередь запланировано сделать?

- На разработку всех четырех зон за три года программа предусматривает выделить 14 миллионов рублей. Для каждой необходимо создать подробный проект, где будет отражен ее потенциал и просчитана возможная отдача - с учетом создания рабочих мест и предполагаемых доходов. Такие документы в сегодняшних условиях совершенно необходимы, чтобы привлечь капиталы. Это так называемый инвестиционный продукт. Его можно будет предлагать любым инвесторам, как отечественным, так и зарубежным, представлять на профильных форумах и выставках.

- Путь от замысла до воплощения, надо думать, не близок...

- В этой сфере средний срок окупаемости проекта - около семи лет. Но главный принцип туризма «Нигде, кроме...» у нас, уверена, будет работать. Пример я уже приводила - это рыболовный туризм. Конечно, чтобы поднять всю отрасль на должный уровень, предстоит сделать очень много. Пока мы не можем с полной уверенностью сказать всем: «Welcome!». Хотя бы потому, что практически нигде у нас нет надписей на английском, а большинство иностранцев кириллицу не знают... Но прошу понять правильно: речь совсем не о том, чтобы бросить все и заняться обустройством «дорогих гостей». То, что предстоит сделать, мы будем делать прежде всего для себя. Кому нужны хорошие дороги на Кольском полуострове? Да прежде всего нам самим! Но когда они станут ровными и комфортными, глядишь, и автотуристы на передвижных домиках потянутся. Дороги - главное. Это как кровеносные сосуды для организма. Если они ровные, если гостиницы удобные, связь устойчивая, налажено авиасообщение, работают порты, естественно, и туризм развивается гораздо быстрее. Ведь он - четкое отражение экономического и социального состояния региона.

Беседовала Юния ВАЛАМИНА